Почему мы выжили и собираемся жить дальше
Не хочется начинать с минорного аккорда, но приходится: из песни слова не выкинешь. Аналитики, занимающиеся исследованием электронной коммерции довольно потирают руки и шипят: «Мы же вас предупреждали!» И действительно, ещё в конце 1999 года был сделан прогноз, который гласил, что пик электронного бизнеса придётся на середину 2000 года, а дальше и весь 2001 год онлайновый бизнес ожидает спад и даже череда банкротств. Кстати, не нужно было быть супераналитиком, чтобы предсказать, что время лёгких денег кончилось в интернете, как кончалось в других новых отраслях экономики. Но инерция, но недальновидность или просто желание рискнуть и «срубить по-простому» привели к тому, что не только мы, но и западники, зубы съевшие на бизнесе, были весьма сильно огорчены обытиями прошедшего года. Планировалось, что число обанкротившихся компаний будет порядка пятнадцати, однако на самом деле их оказалось несколько сотен (США). Показательна в этом смысле история спортивного ресурса www.Quokka.com. В июле прошлого года он получил премию Webby в номинации «Лучший интернет-ресурс», а спустя буквально неделю его имущество распродавалось на специальном аукционе по реализации материальных ценностей обанкротившихся интернет-компаний. Однако выживших осталось намного больше, чем обанкротившихся. Известная розничная Интернет-компания Amazon.com с конца прошлого года занимается тем, что скупает активы некоторых почивших ресурсов (Egghead.com), что говорит о стабильном положении и расширении. Это означает, что электронная коммерция жива и продолжает развиваться. Что же явилось причиной кризиса е-бизнеса, который выразился, в первую очередь, в сокращении притока денег инвесторов? Никакой тайны здесь нет. Мы, кстати, тоже об этом писали, но не злорадствуем, потому что плывём в той же лодке. Итак, по мнению известной исследовательской компании Yankee Group причиной краха многих интернет-компаний стали «неоправданные расходы» и «непродуманные шаги». Поясним эти расплывчатые формулировки. «Неоправданные расходы» - это прежде всего расходы на маркетинг и рекламу. Большое количество средств, вложенных в рекламу, ещё не гарантия коммерческого успеха. Более того, обанкротились именно те компании, которые вложили в рекламу и маркетинг более половины средств (инвестированных, само собой). Отсюда вытекает следующая ошибка. Компании, привлекающие всеми доступными средствами большое количество посетителей на свой ресурс, тоже не гарантированы от банкротства, потому что человек, купивший что-либо один раз под влиянием массированной рекламы, совсем не обязательно вернётся на сайт ещё раз (Проблема одиночек). О чём это говорит? Да только о том, что агрессивная реклама – не панацея, нужно искать «внутренние ресурсы», то есть, совершенствовать сам интернет-ресурс, простите за каламбур. Нужно делать так, чтобы покупателя влекло к вам не только количество и качество товара, скидки и т. п., но и удобство покупки, малое время, затраченное на её поиск, возможность делать на вашем сайте что-то ещё, помимо выбора нужной вещи. Вывод напрашивается сам собой: стратегическое планирование, а не погоня за сиюминутной выгодой. Улучшение, оптимизация интернет-ресурса, использование всех интерактивных средств, предоставляемых Сетью, а не тупое, агрессивное, дорогое рекламное давление на потенциального покупателя. Сделайте привлекательным собственно сайт, а не только товары, продаваемые на нём. Маркетинг? Да. Куда ж без него. Но аккуратный, неагрессивный, продуманный и рассчитанный на перспективу. А она у нас есть. Электронная коммерция жива и собирает новые силы. Желаю Вам успехов!